
ЧАРЛЬЗ ДАРВИН (1809-1882), создатель теории эволюции
Свой главный научный труд, «О происхождении видов» (1872, 6-е издание), Чарльз
Дарвин завершает такими словами:
«Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с ее различными проявлениями
Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша
планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого
начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых
изумительных форм». (Дарвин, «О происхождении видов»).
«Другой источник убежденности в существовании Бога, источник, связанный не с
чувствами, а с разумом, производит на меня впечатление гораздо более веского. Он заключается в
крайней трудности или даже невозможности представить себе эту необъятную и чудесную
вселенную, включая сюда и человека с его способностью заглядывать далеко в прошлое и
будущее, как результат слепого случая или необходимости. Размышляя таким образом, я
чувствую себя вынужденным обратиться к Первопричине, которая обладает интеллектом, в
какой-то степени аналогичным разуму человека, т.е. заслуживаю названия Теиста». (Darwin 1995,
60).
«По моему мнению, с тем, что нам известно о законах, запечатленных в материи
Творцом, более согласуется зависимость образования и исчезновения прошлых и настоящих
обитателей земли от вторичных причин, подобных тем, которые определяют рождение и смерть
особей». (Дарвин, «О происхождении видов»).
«Что же касается богословской стороны вопроса – для меня это всегда болезненно. Я в
замешательстве. У меня не было намерения писать с атеистической точки зрения.
Изучая эту удивительную вселенную и в особенности природу человека, я никак не могу
назвать их результатом действия грубой силы. Я скорее считаю, что всё произошло посредством
действия установленных законов, и только мелкие детали – хорошие или плохие – оставлены на
волю того, что можно назвать случаем». (Darwin 1993, 224).
В 1879 году, за три года до смерти, Дарвин писал, что он «никогда не был атеистом в
том смысле, что отвергал существование Бога». (Дарвин, цит. по: Bowden 1998, 273).
В 1873 году Дарвин говорил: «Крайне трудно представить, что эта необъятная и
чудесная вселенная, так же как и человек, возникла по воле случая; это кажется мне главным
аргументом в пользу существования Бога». (Дарвин, цит. по: Bowden 1998, 273).
Цитаты из книги:
«ОНИ ВЕРИЛИ В БОГА:
ПЯТЬДЕСЯТ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ
И ДРУГИЕ ВЕЛИКИЕ УЧЕНЫЕ»