Христос с гневом посмотрел на книжников и фарисеев!? (В Евангелии просматривается, на мой взгляд, серьезная нестыковка. С одной стороны, Христос учит людей не гневаться, а с другой сам гневается)
Объяснение
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим картину действий, предшествовавших ситуации, в которой Христос якобы гневался.
Христос уже исцелил в субботу расслабленного, лежавшего около купальни, и имел по этому поводу объяснение с книжниками и фарисеями. Поэтому, если теперь при виде сухорукого, ожидавшего исцеления, книжники и фарисеи спросили Христа:
Можно ли исцелять в субботы? (Мф 12, 10) — то, очевидно, это были не те книжники и фарисеи, с которыми объяснялся Христос в Иерусалиме Книжников и фарисеев было много по всем местам, населенным евреями; поэтому мы видим, что куда бы ни пошел Христос, они всюду следуют за Ним, хотя далеко не всегда в том же составе Явление Иоанна с призывом к покаянию, а затем и явление Иисуса Христа, должны были сплотить эту враждебную Христу партию евреев; они считали, что им всем угрожает одинаковая опасность потери влияния на народ, поэтому они везде действовали единодушно, как бы сговорившись. Везде и при всяком случае они хотели обличить Христа в несоблюдении закона, обычаев и преданий, а так как, по закону Моисея, подобный нарушитель подлежал смерти, то им и казалось возможным избавиться от своего Обличителя обычным для евреев путем.
Они сначала наблюдали — не исцелит ли Иисус Христос сухорукого в субботу, но, по-видимому, прошло некоторое время ожидания; вероятно, в это время Христос учил находившихся в синагоге; фарисеи не вытерпели и спросили Христа: можно ли исцелять в субботы? Они не сомневались, что после такого вопроса Христос обратит внимание на сухорукого и непременно исцелит его, то есть нарушит покой субботы, а этого только они и добивались.
Зная, с какой целью фарисеи предложили Ему этот вопрос, зная помышления их (Лк 6, 8), и желая объяснить им, что не грешно делать добрые дела в субботу, Христос приказывает сухорукому стать посреди синагоги, чтобы все могли видеть его, и обезоруживает фарисеев вопросом: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? (Л к 6, 9) Они молчали, не успев подыскать фарисейского ответа на вопрос. Они молчали и тем как бы показывали, что не понимают вопроса. Тогда Христос выражает Свою мысль в самой понятной для них форме. Они не знают, можно ли спасти человека в субботу; так пусть же корыстолюбие их подскажет им, можно ли спасти в субботу погибающее животное, принадлежащее им? Поэтому Христос и спрашивает, кто из них не вытащит в субботу свою овцу, попавшую в яму? Они молчат, но сознают, что такого между ними не найдется.
А если так, если овцу можно вытащить в субботу из ямы, то ведь человек же лучше овцы! Возможно ли не спасти его в субботу? Итак, вы понимаете, вы сознаете, что если добрые дела надо делать всегда, то, конечно, и в субботу можно делать добро
Для того же, чтобы доказать им, что должно творить добро в субботу, Он тотчас же всенародно исцелил сухорукого одним словом Своим.
Казалось бы, и каменные сердца должны были расплавиться при таких словах и чудесах; но у фарисеев сердца были крепче камня. Они пришли в страшное негодование, которое Евангелист Лука называет бешенством. Да это и было бешенство их; такое состояние духа иначе нельзя назвать, как бешенством, потому что только бес, только злой дух мог поступать так, как они; то есть они могли поступать так только потому, что допустили злого духа овладеть их волей, их разумом.
Беснуясь, они вышли из синагоги и вступили в союз с иродианами, чтобы погубить Христа. Иродианами называли приверженцев Ирода Антипы Фарисеи и иродиане ненавидели друг друга, и если соединились для преследования одной цели, то, конечно, лишь вследствие того, что фарисеи выставили Христа как опасного для власти Ирода проповедника.
Евангелист Марк говорит, что Христос воззрел на них (то есть фарисеев и книжников) с гневом, скорбя об ожесточении сердец их (Мк 3, 5). Слова Евангелиста — с гневом — дают повод некоторым полагать, что Христос разгневался на книжников и фарисеев. Но так ли это? В чем же выразился гнев Его? Евангелист говорит, что гнев Христа выразился лишь взглядом; но он же добавляет, что во взгляде этом видна была скорбь об ожесточении сердец фарисеев и книжников. А разве может быть гнев там, где скорбь? Чувства эти не уживаются вместе; они разного духа. Но как же объяснить в таком случае слова Евангелиста? Ведь мы же признаем и доказываем, что Евангелисты говорят правду? Нам кажется, что слова Евангелиста — воззрев на них с гневом — можно объяснить лишь тем впечатлением, какое произвело на учеников Христа выражение Его лица в то время. Мы имеем достоверные свидетельства о том, что Христос всегда сохранял серьезное выражение лица, что Он никогда не смеялся, но часто плакал. При разговоре Христа с фарисеями и книжниками, ученики Его, конечно, пылали гневом против них; да и нельзя было обыкновенному человеку спокойно видеть их упорство. Вот почему они, сами гневно смотря на врагов своего Учителя и видя хотя скорбящее, но строгое лицо Христа, могли строгое выражение лица Его принять за гневное, думая по-человечески, что и Он не может не гневаться. Это — их впечатление, это — их предположение; но скорбь Христа и отсутствие каких-либо внешних проявлений Его гнева заставляют нас признать, что и в данном случае, как и всегда, Он был чужд этого осужденного Им чувства.
Из бесед с прт Андреем Устюжаниным: «Христос – смотрит на людей Божественным взором Он видит какая сила движет их сердцами Очевидное Христу лицемерие фарисеев, видимо вызвало определенную реакцию на Лице Христа, которая апостолам-евангелистам могла показаться как досадная скорбь. В толковом словаре Даля слово «гнев», также означает досаду».
Другие вопросы и ответы на них из книги «Евангельские беседы «Вопросы и ответы» вы можете найти здесь
![]() |
Добавить отзыв |
Пожертвовать Вы можете через
универсальный платежный сервис